АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся, их морального, творческого и физического развития.
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования:
- по инициативе педагогического работника аттестация проводится на присвоение педагогической категории.
- по инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на подтверждение педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.
- коллегиальность,
- системность и целостность экспертных оценок.
Порядок проведения аттестации регулирует Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101, с изменения и дополнениями, вступившими в силу 06.10.2022.
Аттестационная комиссия
Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогического коллектива путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются руководитель учреждения образования и представитель профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав.
Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.
Требования к аттестуемым работникам
Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы в должности, по которой аттестуются. Для присвоения второй и первой квалификационных категорий – 2 года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» – 3 года.
- усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации.
Лица, получившие диплом о высшем (среднем специальном) образовании с отличием, диплом магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию без учета стажа работы в соответствующей должности.
Срок аттестации не должен превышать 3 месяцев с даты ознакомления аттестуемого с приказом о проведении аттестации.
При аттестации на высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист» – 4 месяцев со дня получения выписки из протокола квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование
Для претендентов на высшую категорию, квалификационную категорию «учитель-методист» аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию.
АТТЕСТУЕМЫМ НА ЗАМЕТКУ
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение деятельности педагогического работника, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.
С этой целью аттестационная комиссия:
- посещает занятия (учебные факультативные, поддерживающие, стимулирующие, воспитательные мероприятия) педагогического работника, заслушивает их презентацию и самоанализ до и после проведения занятия соответственно;
- анализирует разработки занятий и материалов к ним;
- анализирует результаты учебной деятельности учащихся, их динамики;
- изучает результативность участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т.п.;
- изучает результаты самостоятельной работы педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности, результаты оценки собственной педагогической деятельности педагогического работника;
- проводит аттестационное собеседование, где сопоставляются оценочные мнения руководителя учреждения образования, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качествах педагогического работника, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.