Рекомендации дефектолога

Забота о своевременном формировании речи у ребенка – это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы выражаем с помощью слова.

В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 4-5 годам.

К обучению в школе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети, поступающие в школу, владели чистым звукопроизношением, грамотной фразой, развёрнутой речью. Группа ведущих учёных (Р.Е.Лёвина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Однако, не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут.

Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, времени обращения к специалистам, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.


Учителя-дефектологи школы 

Пугач Мария Васильевна

учитель-дефектолог

первая категория

Время работы: 13.00-17.20

Обед: 15.30-15.50

Консультации: 2-й вторник месяца 12.00-13.00

Заяц Екатерина Владимировна

учитель-дефектолог

вторая категория

Время работы: 8.20-12.40

Обед: 10.50-11.10

Консультации: 3-й вторник месяца 13.00-14.00

 


График работы пункта Коррекционно-педагогической помощи

понедельник-пятница

8.40-12.40

12.50-17.10


10 простых советов от дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Речь дошкольника

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника?

  • Состояние звукопроизношения (ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки). Если имеются роблемы в произношении, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим осноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков сознательным пропуском их в своей речи.
    Чаще вызывают затруднения у детей:
    шипящие: ш, ж, щ, ч.
    свистящие: с, сь, з, зь, ц.
    сонорные звуки: р, рь, л, ль.
  • Состояние фонематических процессов (этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза, определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.).
  • Состояние грамматического строя (следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
  • Состояние слоговой структуры слова (шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, мотоциклист и т.п.).
  • Состояние словарного запаса (следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи).
  • Состояние связной речи (основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок).

А также:

  • развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы);
  • состояние пространственных функций (умение определять "право – лево" в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях;
  • коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);
  • состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);
  • развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов);
  • чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если у Ваших детей есть речевые проблемы… это, несомненно, отразится на их развитии, усвоении учебного материала, успеваемости в школе, на письменной и устной речи.

БЕЗ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫХ ОНИ НЕ СПРАВЯТСЯ!!

Только объединив усилия родителей, дефектолога и психолога, мы можем достигнуть положительных результатов!

Для этого необходимо:

  • Прислушиваться и следовать советам дефектолога и психолога.
  • Посещать все родительские собрания и консультации.
  • Развивать речь детей (больше читать, беседовать с ребѐнком, слушать аудиозаписи детских стихов, рассказов, сказок, посещать театры, музеи и т.д.)
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
  • Внимательно вслушиваться в речь детей и поправлять дефектно произносимые слова, неправильно построенные предложения.
  • Проконсультироваться и обследоваться у врачей-специалистов: ЛОР-врача, ортодонта, невропатолога, психоневролога. При необходимости пролечить медикаментозно в соответствии с назначениями.
  • Выполнять домашние задания по рекомендации дефектолога.
  • Поощрять ребенка в общении со сверстниками.
  • Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, времени обращения к специалистам, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
свернуть

Что такое ДИСГРАФИЯ?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-дефектологу.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие, свистящие – шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове; повторение букв и (или) слогов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребенок левша.
  2. Если он - переученный правша.
  3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее бучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  7. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, a-о, е-э, д-у.
  8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит.
  9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные; свистящие и шипящие звуки ц, ч, щ.
  10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов.

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Есть несколько упражнений, которые можно выполнять дома. Они помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

  1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
  2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой или черной ручкой (ни в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены амим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Несколько советов родителям:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст а части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.
свернуть

Что такое ДИСЛАЛИЯ?

Дислалия – это стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи. Дислалия у детей проявляется в том, что какие-то звуки или отсутствуют в речи, или заменяются другими, или искажаются до неузнаваемости.

Симптомы дислалии
Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).

Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.).

Какие могут быть причины дислалии у детей?

  1. Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго "сюсюкают" с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения.
  2. Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда.
  3. Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребѐнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии.
  4. Снижение слуха. Тугоухостью объясняется до 10% случаев нарушения звукопроизношения.
  5. Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата: очень короткая подъязычная уздечка; слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький; неправильный прикус; неправильное строение зубного ряда; аномальное строение неба, например, слишком высокое, узкое небо; губы – отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя.
  6. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти.
  7. Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка.

Происходит и наоборот: когда неправильное произношение, особенно замена одних звуков другими, затрудняет формирование фонематического слуха. Позже эти проблемы могут стать причиной общего недоразвития речи, а в школьном возрасте – нарушений чтения и письма.

Коррекция дислалии
Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

В подготовительный период проводится развитие речевой моторики, развитие фонематических процессов, формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука, автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Таким образом, несмотря на то, что дислалия у детей считается самой легкой речевой проблемой, ее последствия могут быть очень серьезны! Поэтому стоит предотвращать те причины, которые Вы – уважаемые родители можете предотвратить не "сюсюкайте" с ребенком, побольше читайте сказок, учите стихи и считалки, вовремя водите на обследования к врачам.

свернуть

Что такое ДИСЛЕКСИЯ?

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Ребенок, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  • Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  • Затруднения в восприятии написанной информации;
  • Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения);
  • С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  • Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  • Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  • СДВГ – Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Признаки дислексии:

  • Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  • Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  • Очень быстро устает;
  • Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  • Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  • Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  • При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  • Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  • В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  • Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  • Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

свернуть

Что такое ДИЗАРТРИЯ?

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения ЦНС. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае не произношение, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патологии плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.)

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского ДЦП и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощьв специальных учреждениях.

В детских садах и школах общего типа могут находится дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников,даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Трудно у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать свои пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Постепенно развивая мелкую моторику рук у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжи, потому что не могут точно выполнить различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на одной ноге.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики, исправление звукопроизношения, формирование ритмо-мелодической стороны речи и совершенствования дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводится совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-невролога и специалиста по лечебной физкультуре.

свернуть