Советы психолога

Педагог-психолог – это специалист, который работает в твоей школе и помогает решить сложные проблемы, возникающие у людей в отношениях, общении, в совместной деятельности, а также в восприятии и оценке себя.

К нему можно обратиться:

  • если тебя не принимают сверстники, подшучивают, насмехаются;
  • если тебя не понимают родители;
  • если ты не знаешь, чем тебе интересно заниматься;
  • если не хочется учиться и ходить в школу;
  • если ты боишься учительницы и всё забываешь;
  • если совершил плохой поступок и боишься признаться;
  • если сам себе не нравишься;
  • если у тебя плохая память;
  • если не знаешь, как понравиться сверстникам;
  • если не можешь разрешить затянувшийся конфликт;
  • если не можешь отказывать в просьбах, а на всё соглашаешься;
  • если хочешь узнать про себя самого побольше – о своём характере, темпераменте, уме, памяти, внимании, эмоциональных состояниях.

ПРОСТО ПОЗВОНИ И МЫ ПОМОЖЕМ!

  • Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» в г. Бресте

    т. +375 162 51-10-13, или короткий номер 170(круглосуточно)

  • Центр, дружественный подросткам «Вместе» УЗ «Брестская городская детская поликлиник № 1»

    (г. Брест, ул. Кижеватова, д.74), т. +375 162 57-40-88, пн-пт., 8.00-16.30

  • УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер. Детское отделение дневного пребывания»

    (г.Брест, ул.Кижеватова  76/1, пн.-пт.8.00-20.00

    т. +375 162 32-29-66(регистратура) Т. +375 162 34-06-56 (детский дневной стационар)
  • Психотерапевтический центр пограничных состояний.

    Амбулаторный прием:г. Брест, ул. Партизанский проспект, 14, т. +375 162 95-84-58

    Отделение дневного пребывания г. Брест, ул. Сов.пограничников, 3, т. +375 162 52-74-48

  • ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (г.Брест, пл.Свободы, 8, каб.4)

    Запись к психологу по т. +375 162 32-11-55, +375 162 53-04-99

  • Общенациональная детская телефонная линия (анонимный телефон доверия для несовершеннолетних)

    8-801-100-16-11 (Бесплатно со стационарного телефона и мобильного телефона МТС)

Screenshot_1

Image00002


В мессенджере Telegram функционирует анонимный чат-бот «Помощь» для оказания помощи несовершеннолетним, ставшим жертвами преступлений сексуального характера

1

Как готовить домашнее задание

Планирование домашних заданий

В связи с увеличением объема изучаемого учебного материала, особенно в старших классах, у учеников бывают неравномерно загруженные дни. Кроме того, часто задаются домашние задания, которые можно сделать в течение нескольких дней или даже недель. Все это требует специального планирования времени.

Но прежде, чем планировать, ученик должен реально оценивать свои возможности и ясно представлять, сколько времени у него обычно уходит на каждый предмет. Зная это, он может приступать к недельному планированию:

  1. Определите, какие дни у вас сравнительно свободны, а какие загружены. Лучше всего это сделать, составив на листе бумаги недельное расписание, отражающее не предметы, которые будут в данные дни, а те задания, которые надо выполнить дома к этим урокам. Тогда сразу наглядно выявится, какие дни загружены. 
  2. Распределите, какие из уроков, заданные на «тяжелые дни», можно сделать заранее (в «легкие дни»). Выясните, в какие дни у вас остается больше времени дл написания сочинении или реферата.
  3. Чтобы такой план помогал, надо строго придерживаться двух правил: 
    • сесть за уроки в то время, которое запланировано;
    • в процессе работы не выходить за рамки времени, отведенного на приготовление каждого из предметов. Например, математика не должна «съедать» время, отведенное на физику и т. д. В случае затруднений лучше на другое, а затем вернуться к алгебре. Можно попытаться побыстрее приготовить остальные уроки, чтобы осталось время на нерешенную задачу.
  4. Деление уроков по степени сложности и порядок их приготовления можно установить, наблюдая за своей работоспособностью в течение всего времени, затраченного на выполнение домашнего задания. Если вы замечаете, что включаетесь в работу сразу, без труда; работаете вначале с подъемом и более продуктивно, чем к концу занятий, то вам прежде всего надо делать наиболее трудные для вас уроки, переходя постепенно к более легким и интересным. Если подъем работоспособности у вас приходится на вторую половину занятий, а до этого происходит длительное врабатывание, то самую трудную и неинтересную работу следует отнести либо на середину, либо на вторую половину занятий.
  5. При планировании своей учебной работы на неделю, можно учесть и еженедельные колебания работоспособности. В понедельник работоспособность учеников низкая. Это связано с врабатыванием после отдыха. Во вторник и среду она повышается, достигая к среде максимального значения. В эти дни работоспособность наиболее устойчива. В четверг работоспособность начинает снижаться, а в пятницу становится наименьшей. В субботу работоспособность может быть еще меньше, чем в пятницу, но у некоторых учеников может немного повыситься (в связи с ожидаемым отдыхом). Организм мобилизует оставшиеся ресурсы, но они невелики, и подъем работоспособности мал. Учитывая эти изменения в работоспособности, большинство учебной нагрузки (объема домашних заданий) нужно переносить по возможности на первую половину недели.
свернуть

Как вести себя при ссоре с учителем

  1. Дайте преподавателю высказаться, избегая того, чтобы перекричать или перебить его.
  2. Внимательно слушайте.
  3. Если преподаватель излишне возбуждён, сделайте паузу, соберитесь с мыслями.
  4. Скажите доброжелательным тоном: «Когда я вижу (слышу) Вашу реакцию (слова) на моё поведение (поступок, слова, мимику), то понимаю (чувствую), что я сказал (сделал) что-то не так. И впредь я постараюсь больше такого не повторять… Надеюсь, что и Вы будете более терпимы к своим слабостям».
  5. Если вы испытываете чувство обиды на учителя, то спросите себя: что заставило учителя причинить её мне? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, постарайтесь её устранить.
свернуть

Правила обращения с памятью

Используй сам и расскажи другим!

ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

  1. Заучивай с желанием знать и помнить. Помни, что большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску – это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные же эмоции препятствуют запоминанию.
  2. Ставь цель запомнить надолго.
  3. Невыгодно учить «на завтра», до экзамена», «до контрольной»… Тот, кто, запоминая, ставит стрелку на «вечно», выигрывает. Если, конечно, запоминаемое этого стоит.
  4. Не принимай чувство «знакомости» материала за настоящее его знание. То, что ты чувствуешь, просматривая материал («уже видел», «уже слышал», «помню»), это еще не значит, что ты этот материал знаешь на самом деле. Иначе эта ситуация может закончиться драматической сценой  типа «опять двойка».  Узнать гораздо легче, чем вспомнить самому в отсутствие оригинала.
  5. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо запомнить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное; пересказать текст своими словами; представить запоминаемое в виде образов и т.д.  Если надо запомнить обширный  материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  6. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
  7. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Целесообразно повторять материал сначала через 15-20 минут после его восприятия (этим предотвращается забывание). Последующие повторения лучше проводить через 8-9 и через 24 часа. Как видишь, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.
  8. Существует закономерность запоминания, называемая «эффектом края»: известно, что лучше  запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
  9. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  10. После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
  11. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать и использовать все виды памяти.
  12. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, решай побольше задач – действуй! Память, подобно многим другим способностям, развивается путем постоянного упражнения.
  13. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на порции.
  14. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся вспомнить, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
  15. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
  16. Изредка используй мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Для того, чтобы запомнить, чему равно число π, можно запомнить фразу: «Что я знаю о кругах». Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число – 3,1416.  Направление проведения нервного импульса по отросткам нервных клеток помогает запомнить простое слово «да» (от дендрита (д) к аксону (а)). 
свернуть

Что делать, если тебя обижают...

Обидчики могут приставать к любому человеку. Поэтому надо знать, как справляться с ними. Вот несколько правил поведения в таких случаях:

  1. Когда ты плачешь или убегаешь, обидчик получает удовольствие и развлекается за твой счёт. Смотри ему (ей) в глаза, держись прямо и уверенно. Спокойно уйди.
  2. Постарайся не выходить из себя. Сохраняй спокойствие. Говори медленно, чётко и твердо.
  3. Если к тебе пристают, постарайся не оставаться в одиночестве. Попроси друзей быть рядом.
  4. Подумай, нельзя ли избежать встречи с обидчиками. Может быть, стоит выходить раньше или позже, выбрать другую дорогу.
  5. Не бери с собой деньги или дорогие вещи и не хвастай ими. Если у тебя требуют деньги или какие-то вещи, скажи, что родители проверят, где они. Если у тебя всё же что-то отобрали, не дерись. Расскажи об этом взрослым. Не нужно бояться правды.
  6. Если тебе дали смешное прозвище, постарайся отнестись к нему с юмором. Не бойся посмеяться над собой. Если прозвище оскорбительное, не нервничай. Твёрдо скажи обидчику, что в его словах нет ничего остроумного. Как еще можно реагировать, когда тебя дразнят, обижают:
    - Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). 
    - Отреагировать нестандартно. Существует несколько "волшебных фраз", остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: "Я рад, что вам так весело". Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: "Ты можешь так думать, если тебе это нравится" или "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях". 
    - Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». 
    - Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.
  7. Никогда не угрожай обидчику.
  8. Не бойся признаться в том, что к тебе пристают. Лучше всего сказать об этом взрослым. Это не значит «ябедничать»! Помни, что, если обидчика не остановить, ему может понравиться издеваться над другими людьми. В следующий раз пострадает кто-нибудь ещё.

Не нужно стесняться того, что к тебе пристают. Через это проходят очень многие люди. Дело в том, что НЕ ТЫ ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, А ТВОИ ОБИДЧИКИ НЕ УМЕЮТ НОРМАЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ.

свернуть

Правила безопасного поведения

ДОМА

  1. Тщательно закрывать двери и окна в квартире. 
  2. Не открывать дверь незнакомцам, даже если они представляются сотрудником милиции, работником коммунальных услуг или почты, сослуживцем родителей, соседом.
  3. Не говорить, что он один дома (сказать, что папа спит, брат смотрит телевизор, мама разговаривает по телефону и т.д.).
  4. В случае опасности звонить в милицию («102») или в службу спасения («112»), родителям, а если нет телефона или он не работает, выйти на балкон или открыть окно и громко кричать: «Пожар!»
  5. Не вступать в диалог с незнакомцами по телефону, никогда не отвечать «Квартира таких-то». Если позвонивший представляется другом родителей и уговаривает ребенка напомнить адрес, который он, якобы, забыл – попросить перезвонить позже или сообщить рабочий телефон родителей. Не надо спешить называть позвонившего по имени (пусть он сам представится). Затем необходимо немедленно перезвонить родителям и предупредить о звонке.
  6. Если в дом проникли преступники, не пытаться с ними бороться, бежать из квартиры прочь, звать на помощь соседей, прохожих, громко крича: «Пожар!». 
  7. Если дверь в квартиру открыта, около нее стоит посторонний, на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи – не подходить к квартире, позвонить соседям, попросить о помощи.
  8. При выходе из квартиры даже «на минуточку» - посмотреть в глазок и выйти только, если на площадке нет посторонних, закрыть дверь на ключ. 
  9. Если ребенок уходит из дома в отсутствие взрослых, необходимо оставить записку, куда и с кем он идет, где его искать и во сколько он придет.

НА УЛИЦЕ

  1. На все уговоры незнакомых людей пойти с ними или предложения отвезти на машине ребенок должен сказать: «Нет!». Никогда не соглашаться идти в гост к незнакомцу.
  2. Не вступать в разговор с незнакомцами, даже если это подростки. Если группа подростков резко направляется в сторону ребенка – перейти через дорогу или зайти в первый попавшийся магазин.
  3. Не подходить к подъезду, когда там маячит незнакомец, дождаться соседа или знакомого.
  4. Если ребенку показалось, что он встречает одного и того же человека по дороге или тот стал часто появляться рядом, он должен рассказать об этом родителям, попросить провожать и встречать его, сменить маршрут. Маршрут ребенка должен быть безопасным: двигаться надо по освещенным уликам, обходить стороной парки и лесные массивы.
  5. При первом же требовании добровольно отдать деньги (кольцо, браслет, дорогую обувь, модную куртку, плеер, телефон). Жизнь дороже!
  6. Не садиться в машину, даже если за рулем или в салоне женщина. Ответить категорическим отказом. Если водитель вышел из машины и идет к ребенку – бежать как можно быстрее в первый попавшийся двор, там остановиться, крикнуть «Мама!» и помахать рукой, будто увидел именно того, кого звал. Не важно, что в окне никого нет, вряд ли преступник будет всматриваться в окна, привлекая к себе внимание.
  7. Если ребенка насильно сажают в машину – кричать: «Меня зовут... Мой телефон... Позвоните моим родителям!» или: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!» Текст должен быть максимально кратким и не содержать лишней информации. Ребенок обязан помнить его всегда.
  8. Если ребенок потерялся, пусть зайдет в первый попавшийся магазин или кино¬театр, больницу или аптеку, в отделение милиции и попросит связаться с родителя¬ми по телефону. На одежде ребенка должна быть пришита метка с именем, фами¬лией, телефоном, а также медикаментозными противопоказаниями, если они есть.
  9. Если на улице стреляют – не выходить из дома, не подходить к окну.
  10. Стрельба застала на улице? Лечь на землю и постараться отползти за угол дома или за любую преграду (остановку, клумбу). Если ничего такого поблизости нег, закрыть голову руками и лежать спокойно. Стреляющие ориентируются на резкое .движение и попытка убежать может стоить жизни.

В ПАРАДНОЙ (ПОДЪЕЗДЕ)

  1. Во время ожидания лифта необходимо встать так, чтобы за спиной была стена.
  2. Если вместе с ребенком в лифт хочет войти незнакомец, пусть ребенок сошлется на забывчивость, спустится к почтовому ящику, но не заходит вместе с незнакомым человеком в кабину, даже если человек показался ребенку безопасным.
  3. Если ребенка заталкивают в лифт, зажав рот, – постараться ударить любым предметом, оказавшимся в руках, укусить за палец.
  4. Пусть попытается нажать на кнопку «стоп», затем – на кнопку ближайшего этажа. Выбегая из лифта, нажать любую кнопку.
  5. Необходимо запомнить: нельзя угрожать нападающему - можно спровоцировать нападение. Забыть о словах: «Я все расскажу!».

В ШКОЛЕ

  1. Если в школу приходит незнакомец, говорит, что его прислала мама (папа, бабушка с дедушкой) и предлагает пойти с ним – отказаться!
  2. Не выходить из класса во время урока, даже если приходит старшеклассник, который уверяет, что ему поручили позвать ребенка к директору. Дождаться перемены и попросить учителя проводить в кабинет.
  3. Не заходить в школьный туалет, если там находится большая компания подростков или стоит незнакомый взрослый человек.
  4. Не спешить соглашаться куда-то идти с новым приятелем. Сначала надо узнать, что он за человек, какие у него друзья.
  5. Если друзья подговаривают украсть что-то в магазине или ограбить людей – это серьезное уголовно наказуемое преступление. Необходимо отказаться и постараться избавиться от такой компании. Поговорить о сомнениях в правильности действий своих друзей с родителями или другими взрослыми людьми, который ребенок доверяет.
свернуть

Как справиться со стрессом

Как справиться со стрессом Скачать (.docx; 532 Кб)

свернуть

Как развивать силу воли

Как развивать силу воли Скачать (.docx; 42,8 Кб)

свернуть

О самооценке

О самооценке Скачать (.doc; 94,5 Кб)

свернуть

Как справиться с волнением перед контрольной работой

Как справиться с волнением перед контрольной работой Скачать (.docx; 17,8 Кб)

свернуть

Если дразнят ...

Если дразнят ... Скачать (.doc; 44 Кб)

свернуть

10 способов справиться со стрессом за 5 минут

Если стресс настиг вас внезапно, Вы можете помочь себе, используйте приемы первоочередной самопомощи.

  • В острой стрессовой ситуации не принимайте никаких ответственных решений, если, конечно, Вы не оказались в центре стихийного бедствия. Если речь идет о спасении жизни, инстинкт самосохранения подскажет вам, что делать.
  • Медленно сосчитайте в уме до десяти или прочитайте любимое стихотворение.
  • Переключите внимание на дыхание. Медленно вдохните носом, обратите внимание на прохладное щекотание в ноздрях при вдохе. Медленно выдохните, обратив внимание на разницу температуры вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  • Если стрессовая ситуация захватила вас в помещении, извинитесь, если это нужно, и выйдите из помещения.
  • Смочите лоб, виски и руки до локтей холодной водой.
  • Внимательно осмотритесь по сторонам, обратите внимание на детали: цвет стен, форма и цвет предметов и т.д.
  • Рассмотрите какой-нибудь мелкий предмет. Обратите внимание на его форму, цвет, структуру. Затем закройте глаза и попытайтесь представить его.
  • Посмотрите в окно. Если можно, постарайтесь увидеть горизонт, небо. Сконцентрируйте внимание на том, что вы видите. Вы давно смотрели на небо?
  • Очень полезно в этой ситуации медленно выпить стакан воды, полностью сосредоточившись на ощущениях воды, текущей по горлу.
  • Выпрямитесь, вдохните и на выдохе медленно наклонитесь вперед так, чтобы голова и плечи свободно повисли. Оставайтесь некоторое время (1-2 минуты) в таком положении. Затем медленно выпрямитесь.

Все эти меры займут около пяти минут. Мир за это время не перевернется, а вы обретете способность контролировать свое состояние. Несколько позже полезны будут прогулка, поездка на велосипеде или любые умеренные физические упражнения. Главное, не изнурять себя.

свернуть

Чтобы класс был дружным ...

  • Называй своих одноклассников по именам.
  • Уступай другим.
  • Не обижай тех, кто слабее тебя.
  • Не унижай других, не обзывайся, не придумывай другим клички.
  • Помогай своим одноклассникам, поддерживай в трудных ситуациях.
  • Доброжелательно относись к своим одноклассникам.
  • Не перебивай одноклассников  во время ответа на уроке.
  • Не выкрикивай с места, не комментируй ответы одноклассников, если тебя не просят.
  • Не считай себя лучше или хуже своих одноклассников, не задавайся.
  • Не употребляй в речи бранных слов.
  • Не обсуждай своих одноклассников за спиной.  Если, что-то тебя задевает, то скажи прямо.
  • Старайся разрешать все возникающие противоречия мирно (без криков и применения физической силы).
  • Участвуй во всех проводимых в классе мероприятиях.
  • В ситуации, когда ты не можешь решить возникшие трудности сам, обратись к учителю, школьному психологу, социальному педагогу.
свернуть